тривиум

  • 101ГРАММАТИКА — [от греч. grammatike (techne), первоначально искусство чтения и письма, от gramma буква]. 1)система категорий, определяющих типы, строение, значение и возможности сочетаемости единиц языка (морфем, слов, лексем, словосочетаний, предложений). 2)… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 102ИТАЛИЯ — (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. км2. Нас. 57,5 млн. чел. (1990). Офиц. яз. итальянский. Столица Рим. История нар. образования на терр. совр. И. уходит своими корнями в эпоху Рим.… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 103ЛОГИКА — (греч. logike, от logikos построенный на рассуждении), дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знания, умственных построений. От Л. как науки следует отличать Л. как связь и динамику логически правильной …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 104МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного наставничества в монашестве и проф. подготовки духовенства. В сер. 1 го тыс. до п. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода шкалы, обучение в к рых состояло из нравств. бесед о жизни Будды и его учеников,… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 105ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс — в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср. век. культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологич. границы В.: в Италии 14 16 вв. в др. странах кон. 15 16 вв.). Отличит, черты культуры В., антифеодальной в …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 106РИТОРИКА — [греч. rhetortke (tekhne). ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразит речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Свое начало традиц. P получила в… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 107СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к рые составляли основу антич. (греко римской). и ср. век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания тривиум… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 108СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 109ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА — возникла и развивалась в связи с утверждением христианства одной из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), к рая причисляется к т.н. авраамистичес ким религиям (наряду с иудаизмом и исламом), преемственным по отношению к монотеизму… …

    Российская педагогическая энциклопедия

  • 110КВАДРИВИУМ — (Лат.) Термин, употреблявшийся во времена Средневековья схоластами для обозначения четырех последних путей знания, которых первоначально было семь. Таким образом, грамматика, риторика и логика назывались тривиум, а арифметика, геометрия, музыка и …

    Теософский словарь